Вы можете подписаться на получение только полезной и актуальной информации об обучении за рубежом на свой e-mail

05.11.2021

Контрольные работы и домашние задания в школах

В сентябре Рособрнадзор, Минпросвещения и органы исполнительной власти получили указание и должны проанализировать ситуацию и обеспечить сокращение числа контрольных и проверочных в общеобразовательных учреждениях. Вопрос, где детям лучше делать домашние задания – в школе или дома, тоже стоит на повестке. Поручение дано, «исходя из необходимости сохранения здоровья обучающихся». Сегодня почти во всем мире учителя средней и старшей школы не успевают во время урока дать весь нужный объем, и дети вынуждены «добирать» информацию дома.

Считается, что школьные тесты в 19 веке изобрел Henry Fischel, американский бизнесмен и филантроп. Он хотел систематизировать процесс обучения и знания. А домашние задания придумал итальянский педагог Roberto Nevilis. Но их цель для него была иная – не дополнительный способ инструмент для учебы, а наказание, поскольку физические стали запрещать.

Каков опыт иностранных школ сейчас?
Американское исследование Pew говорит, что подростки в США делают домашнюю работу сейчас чуть более 1 часа в день, а в 90-е годы 20 века она занимала у них не более получаса. Многие школы США считают, что первоклассники должны уделять этому не более 10 минут в день, а ученики выпускного класса – не более 2 часов ежедневно. Формула проста – на каждый класс (возраст) добавляется по 10 минут в день. Это также - официальная рекомендация the National Education Association и the National PTA. В то же время исследования университета Brown (Лига Плюща) и the Children’s National Medical Center показывают, что многие дети государственных школ тратят на домашние задания в 2 раза больше времени.

В частном школьном секторе западных стран подход к домашней работе очень отличается от государственного сектора. Когда ты учишься в школе-пансионе за рубежом – это как нескончаемая «продленка» в нашем понимании, но с бесконечными возможностями, которые тебе помогают сформироваться как личности и по-настоящему подготовиться к следующей ступени - обучению в университете.

Johanna Ziegler из частной школы Merrick Preparatory School (Канада) комментирует: «Домашние задания дети делают в школе с 7 до 9 вечера с воскресенья по четверг. Есть также 1 дополнительный час в неделю (называется MSIP), когда ученики могут поработать вместе с учителем ил одноклассниками над заданием или проектом. В провинции Онтарио не только тесты имеют значение, но участие ребенка в классе, домашние задания и презентации. Персонал школы еженедельно на совете обсуждает каждого ученика, чтобы вовремя корректировать процесс и вызовы, встречающиеся на его пути. Родители получают информацию об успеваемости ребенка по электронной почте еженедельно.»

Dian Joyg, президент частной школы Venture International Academy (США, штат Флорида), говорит: «Старшеклассники делают домашние задания ежедневно прямо в школе. Практика – делать всю домашнюю работу в тот же день. Всегда при этом присутствует учитель, который может помочь. Обычно тесты (контрольные работы) проходят еженедельно, каждые 2 недели или ежемесячно в зависимости от предмета. Также есть проверочные работы в середине семестра и по окончании его. Ежедневно на веб-портале школы обновляется информация по академическому прогрессу учеников. Там же можно увидеть и другие важные детали, например, пропущенные уроки.»

John Razenberg из Education Queensland International (Австралия) рассказывает: «В школах есть программа по обеспечению учащихся ноутбуками для учебы. Задания выполняются дома после занятий и сдаются онлайн. Некоторые из заданий имеют практический характер, поэтому они выполняются в школе во время занятий по расписанию, например, танцы, робототехника, кулинарное искусство. Классная работа, научно-исследовательская деятельность, дополнительные и практические занятия готовят учеников к самостоятельному выполнению заданий. Однако нередки случаи, когда семья, принимающая студента, предлагает помощь в изучении английского языка или, например, в сборе данных для заданий по естественным наукам.»

Западное школьное образование – не только уроки, но и много спорта, кружков, клубов, общение со сверстниками из других стран. В частной школе-пансионе ребенок может учиться и параллельно заниматься спортом и искусством на территории одного кампуса. Это, конечно, экономит время и позволяет попробовать множество видов деятельности.

В частных школах англоязычных стран существует институт советников по обучению, спорту, воспитанию и здоровью. В американской школе Lincoln Academy (штат Мэн) успеваемости и эмоциональному здоровью ребенка уделяется много внимания. Каждую неделю все преподаватели собираются вместе с медиками и говорят о каждом ученике, который живёт на кампусе. Они обсуждают, в чем его трудности, как сбалансировать его расписание, в чем причина неудач, если такие происходят – скучает по дому, или не соблюдает режим, или нагрузка не соответствует подготовке.

Некоторые страны считают, что оценки или слишком частые тесты заставляют учеников фокусироваться на получении баллов, а не на усвоении материала, что в конечном итоге вредит образовательному процессу. Так, в Испании школьники сдают письменные экзамены в конце каждого семестра.

В Норвегии каждый ученик составляет вместе с преподавателем личный план домашней и школьной работы на неделю. С 1 по 7 класс в норвежских школах вовсе отсутствует такое понятие, как "оценка". Зато есть другие важные показатели - "работа в команде", "обсуждение", "принятие решения". На этом этапе главное – вдохновить, развить интерес и сформировать у детей оптимистическую оценку собственных способностей. В норвежских старших классах экзаменуют выборочно. Так, после первого года в старшей школе экзамены сдают в среднем 10% учащихся, после второго - 25% и по окончании - 50%. О том, кто будет сдавать и какие именно дисциплины, учащиеся узнают за 2 дня до самого экзамена. Этих учеников выбирает Экзаменационный секретариат Норвегии, не располагая никакой информацией ни об учащихся, ни об их успехах в учебе. Цель экзаменов - определить общий, национальный уровень знаний учащихся, сделать срез знаний, а не выявить ошибки каждого.

В Дании обычно только в конце учебного года проводятся проверки знаний школьников, причем независимыми инспекторами и родителями. Интересно, что родители и ученики имеют право выбирать себе преподавателя в школе. Датская система образования вообще даёт большой контроль родителям - они решают, ходить ребёнку в школу или нет. Закон предусматривает обязательное образование, но не обязательное посещение школы.

А вот система государственного среднего образования Финляндии кардинально отличается. Характерная черта финской школы - отсутствие экзаменов. Даже по ее окончании (в 16 лет) тесты не сдаются. При этом в мировом рейтинге освоения учениками школьных программ Финляндия добилась хороших результатов. Так, грамотность финских детей находится на высшем мировом уровне. В ходе исследования «Программы по международной оценке учащихся» (PISA) оценивались учебные компетенции 15-летних школьников в области математики, общенаучных знаний и грамотности. Лучшие результаты по математике традиционно показывают учащиеся из Финляндии, Южной Кореи, Японии, США, России (468 балла) и Канады.

В любом случае образование в широком смысле слова – не только обучение учителем ученика. Его глобальная цель – не только дать базовые знания по основным дисциплинам и подготовить к вузу, но вдохновлять на поиск и стимулировать интерес к учебе на всю дальнейшую жизнь. Развитие исследовательских навыков у школьников признано в мире важнейшим умением, определяющим развитие не только самого ребенка, но и в целом страны.

Наши эксперты по обучению за рубежом помогут вам с выбором страны, учебного заведения и программы, сориентируют вас по стратегии поступления и помогут достичь любой цели. Обращайтесь!