Не пропустите! 17 апреля - онлайн-выставка
«Лидеры образования за рубежом. Кем стать».

6.10.2020

Каким навыкам должны, но не учат в школе? Часть 2.

Итак, мы начинали говорить о ценности школьных знаний в нашей жизни. О том, какие навыки необходимы нам в жизни, но приобретать детям приходится их самостоятельно, так как школа не очень готовит к реальности.

Что же в школах за рубежом давно – часть среднего образования?

1. Гибкие навыки. Это целый набор навыков, которые не зря называют компетенциями будущего. Soft skills – это важные для будущей карьеры ребенка надпрофессиональные компетенции. Они отвечают за гибкость ума, успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и не связаны с какой-либо предметной областью знания. Набор таких качеств широк. К ним относят тайминг, навык доведения проекта до результата, самодисциплину, ответственность, умение работать в команде, эмоциональный интеллект, умение решать проблемы – все то, что успешному молодому человеку или девушке сейчас необходимо. Одним из важнейших скиллов можно назвать критическое мышление. Оно помогает анализировать ситуации и искать пути для достижения целей. Как и остальные качества, его можно совершенствовать и применять в своей деятельности. Чем раньше ребенок начнет работать над развитием данных навыков, тем проще будет строиться его карьера. В американской школе Hebron Academy обучение этим умениям построено в рамках творческого отделения. Ученики учатся критически мыслить на базе искусства, пишут творческие тексты. В Cushing Academy (США), которая является лидером по направлению «Искусства» и в которой танцы преподает хореограф из Бостонского балета, работает 2 лицензированных консультанта по психологическому компоненту здоровья (mental health). Девиз американской школы MacDuffie School - «Давайте будем смелыми и будем ошибаться вместе». Так здесь развивают лидерские качества и уверенность в себе, в том числе через искусство (театр, танец, музыка). В британских школах есть предмет Library. Там учат находить необходимую информацию из разных источников, анализировать ее. Ведь дети сейчас не могут получить правильный ответ иногда потому, что не могут сформулировать вопрос. И еще ежедневно получают столько информации и не знают, как ее фильтровать и применять для себя. Нужно учить навыку отказываться от траты времени на те новости, которые не нужны человеку. У старшего поколения не было такой проблемы. У поколения Y она появилась. Новый навык. Очень важный для здоровья души и ума. Также западные школы преподают экологию и вовлекают детей в заботу о планете намного дольше и гораздо больше наших, помогая понять простой закон – «все связано со всем». Западные программы и школьные методики уделяют большое внимание сенсорным ощущениям детей, умению наблюдать и восхищаться, способности оценивать разнообразие и удивляться.

2. Бизнес. Азы деловой коммуникации, нетворкинг, предпринимательская грамотность, маркетинг помогут в будущем не только тем, кто хочет связать свою жизнь с ведением бизнеса. Личный бренд, умение им управлять и интернет-безопасность сейчас играют огромную роль как при поиске работы, так и в обычной жизни. Этот тренд нельзя игнорировать. Например, в школе Hebron Academy (США) подросткам преподается «Предпринимательство», в Chaminade College Preparatory School (США) – «Макроэкономика», «Коммерческое право», «Бухгалтерия». В американской школе Dunn School - cильнейшая бизнес-программа, позволяющая ученикам на собственном опыте ознакомиться с основами ведениями бизнеса и работы с биржей. Прямо на кампусе школы дети ведут свой собственный бизнес, который в год приносит доход в 10 000 – 20 000 долларов. Эти деньги ученики вкладывают в инвестиции на бирже, тем самым обучаясь работать с финансами. На сегодняшний день 80 000 долларов ими вложено в биржу, и эти деньги приносят до 13% дохода. Важно, что принципы обучения детей в этой школе - эмоциональная зрелость, физическая форма, академическая успеваемость, моральный дух, социальная ответственность.

3. Карьерная стратегия. Услуги карьерных коучей пользуются высоким спросом у профессионалов, которые хотят получить более высокую должность или даже полностью сменить направление своей деятельности. А почему посторенние карьерного пути не начать раньше – еще в школе? Так много выпускников не могут верно выбрать для себя вуз и специальность. В этом направлении можно перенять опыт у частных американских британских школ. У них есть свои карьерные консультанты. Они помогают в правильном выборе профессии, построении стратегии для дальнейшего пути в учебе. В США, например, обучение в частной школе нацелено на раскрытие индивидуальности каждого ученика. Здесь не принято подгонять ребенка под общие параметры. Так в английской школе MPW консультант помогает оценивать свои возможности при поступлении в вуз, грамотно определять свои сильные стороны, составлять резюме и мотивационные письма. Выпускники этой школы успешно поступают в топовые британские вузы, в том числе в знаменитые Оксфорд и Кембридж.

4. Для девочек: лидерство, уверенность, этикет, грация, стиль. Для тех, кто хочет воспитать настоящую маленькую леди, существуют специальные школы для девочек, в которых многолетние традиции обучения позволяют добиться желаемого эффекта. Так, швейцарская школа Surval Montreux находится в действительно сказочном месте на берегу Женевского озера. Здесь девочек учат гармонии с миром и собой, а также правилам этикета, различным видам спорта, которые способствуют красивой осанке и фигуре – это и катание на доске, и виндсерфинг, теннис, горный велосипед и, конечно, плавание в близлежащем Олимпийском бассейне. А после насыщенного учебного дня – занятия музыкой, театром, танцами – все для творческой реализации маленьких принцесс! А в британской школе Moreton Hall существует программа Moreton Enterprises - ряд бизнесов, которыми могут управлять ученицы старших классов. Перед своеобразным «приемом на работу» девушки проходят интервью и подготовку, после чего могут занять должности менеджеров, управляющих и консультантов. Пробуя себя в качестве лидеров на таких позициях, которые более популярны среди мужской половины населения, девочки развивают в себе уверенность и чувство значимости. И, безусловно, это не может не отразиться на их будущем.

5. Для мальчиков: мужественность, галантность, спортивность. Школы для мальчиков готовят маленьких джентльменов. В таких частных школах программа построена с учетом мужского типа мышления. И это работает. По статистике выпускники школ для мальчиков на 10% чаще поступают в топовые вузы мира, чем выпускники школ смешанного типа. В Великобритании из 10 первых мест лучших школ 5 принадлежат школам, которые обучают только мальчиков или же только девочек. Старейшая в США школа-пансион для мальчиков The Fessenden готовит будущих мужчин. Девиз школы: Labor Omnia Vincit – «Труд побеждает все». Основные принципы – ответственность, честность, сострадание, уважение. Сложная учебная программа структурирована с учетом особенностей обучения и воспитания мальчиков и построена с целью развития мужского характера. Ребенок становится более ответственным так как обучение и жизнь в пансионе предполагают самостоятельное принятие решение и проявление инициативы. Огромное внимание уделяется и спорту. Выбор огромен - от хоккея, баскетбола и футбола до лыж, тенниса и гребли.

Конечно, самая эффективная школа – это жизнь, и даже лучшая школа не сможет научить всему. Но отсутствие всестороннего развития ребенка и уважения к его личности – больной вопрос российской школы. Если мы хотя бы добавим в программу предметы, которые помогут Маленькому Человеку подойти к взрослой жизни более подготовленным, мы поможем ему добиться гармонии и успеха.