2.10.2020

Каким навыкам должны, но не учат в школе? Часть 1.

Какую ценность в нашей жизни несут школьные знания? Как часто мы ими пользуемся? А какие навыки так нужны всем нам в жизни, но приобретать их мы должны самостоятельно? Школа отстаёт от жизни, не очень готовит к реальности, и школе нужны изменения.

Цифровизация и доступность информации приводят к тому, что кто-то считает, что знать географию, орфографию и математику не так важно теперь, когда под рукой в смартфоне есть карты, текстовый редактор, калькулятор и всезнающий Google.  

С этой позицией соглашаться не хочется. Эрудированность и образованность всегда останутся в цене. Но даже отличники после школы зачастую сталкиваются с простыми ситуациями, в которых не знают, как лучше поступать, что анализировать, как выбирать верный вариант. Можно окончить одну из лучших школ страны с золотой медалью, но при этом остаться совершенно «тепличным» ребенком, не способным общаться или понимать себя. Например, выбор профессии, планирование расходов, критическое мышление, аргументированная дискуссия с оппонентом, презентация себя, понимание своей личности и других, проживание эмоциональной боли, решение бытовых вопросов.

А еще перед глазами - примеры топовых блоггеров с миллионными охватами. За плечами некоторых из них – нет толкового образования. И это не мешает им быть финансово успешными и знаменитыми. Значит, эти люди знают что-то важное, что находится за рамками обычной образовательной программы? Это – те самые новые важнейшие soft skills, которые выходят на первый план и становятся не менее значимыми, чем академические знания.

Чему еще должны учить в школе, чтобы выпускник, покидая стены родной альма-матер, стал счастливым, гармоничным и успешным по жизни, а не только в стенах вуза и работы?

Каких предметов не хватает в нашей школьной программе?

Мы поговорили со многими родителями нынешних школьников, задав только вопрос: «Чему надо бы учить в школе, каких навыков вам не хватало?». Вот какие ответы мы получили.

1. Навыки коммуникации. Да, современная культура воспитывает больше интровертов, чем экстраветров. Дети охотнее сидят дома и играют в компьютерные игры или смотрят любимых блоггеров в Tik Tok, Instagram и на Youtube. Молодое поколение мало читает и мало говорит. По современным правилам этикета даже звонить в 2020 без предварительной договоренности в мессенджере считается неуместным. Навык разумной полемики и дискуссии с уважительным слушанием мнения оппонента, адекватного реагирования и эффективного взаимодействия практически отсутствует у поколения Z. Общаться онлайн и оффлайн, находить общий язык со сверстниками и старшими, умению вести беседу и договариваться могут научить квалифицированные специалисты по коммуникации, психологи прямо в родной школе. Они помогут детям стать уверенными в общении и «оздоровят» отношения в обществе.

2. Ораторское искусство. Бесспорно, важный навык. Не только в работе, но и в жизни. У нас не умеют публично говорить: нет соответствующего интонирования, куча лишних слов, мысль путается, иногда выступающего трудно понять. Даже уважаемые политологи, историки, депутаты, медийные персоны. Умение аргументировано убеждать и отстаивать свою позицию, четко доносить свои мысли, а самое главное – способность доносить мысль до слушателя – вот что получит ребенок благодаря изучению такого предмета. Сейчас в некоторых школах есть занятия риторикой, но обычно ее преподают только в младших классах. Далее школьники уже делают проекты и презентации по различным предметам. Минус такого подхода – детям скорее важно донести учителю и одноклассникам только смысловую суть их доклада. А школах за рубежом участие в клубах Public Speaking поощряется особенно в старших классах. Уроки ораторского мастерства научат правилам и технике публичных выступлений, избавят ребенка от страха перед аудиторией, улучшат дикцию и «язык» тела.

3. Финансовая грамотность. Чем раньше ребенок научится обращаться с деньгами, тем меньше проблем у него с ними возникнет в сознательном возрасте. Да, экономика изучается в некоторых школах. В других затрагивается в качестве одной из тем курса обществознания. Но это – сухая книжная теория. Учить же лучше всему, что привязано к реальной жизни - как вести личный бюджет, как заботиться о собственных накоплениях, как выбрать банк, что такое пассивный доход и налоги, предпринимательство, минимальное понимание законов, прав и обязанностей, как не попасться на уловки мошенников. Такие знания реально необходимы. Это поможет сложить картину финансового мироустройства и дать какие-то опоры для построения карьеры и безопасной жизни.

4. Психология и эмоциональное здоровье. Понимание себя, своих желаний, позитивное мышление и общение с людьми разных психологических типов, разных культур и поколений, коммуникация с миром, формирование здоровой самооценки – очень важные в нашей жизни навыки, развитию которых почему-то уделяется очень скромное внимание. Как много взрослых страдает от различных комплексов и расстройств только из-за того, что их не научили в детстве распознавать свои эмоции и состояния, проживать эмоциональную боль с позитивным выходом из сложных ситуаций. Навыки психологической гигиены и бережное отношение к психическому здоровью своего и окружающих, основы технологии саморегуляции сослужат добрую службу и в подростковый период, и во взрослом возрасте.

5. О жизни вообще. Необычный предмет, однако очень нужный. Много родителей говорили о чем-то таком, что не обозначить одним словом. В наших школах есть предмет ОБЖ, но он – про действия в опасных для жизни ситуациях (пожар, авария и пр.). А в данном случае речь идет именно о дисциплине, которая включала бы в себя самые разные аспекты повседневной жизни. Среди важных тем – правила безопасности в интернете, права потребителя, оплата коммунальных услуг, работа с порталом Госуслуг, базовые юридические навыки, сексуальное воспитание, базовые медицинские знания, ЗОЖ. В общем – действительно понемногу об основных бытовых жизненных вопросах. 

Продолжение следует...